Роторный двигатель: принцип работы

rotor_dvigatel

Конструкция роторного двигателя отличается простой и привлекает внимание к себе с начала прошлого века, потому что выдаваемая мощность значительно превышает показатели поршневых двигателей внутреннего сгорания. Удивляет тот факт, что эта гениальная разработка до сих не у всех автомобилей под капотом. Чтобы разобраться в этом недоразумении, нужно изучить запутанную историю этого чудесного мотора.

Создателем роторного двигателя является Феликс Ванкель, который придумал его в 1919 году, но до технической проработки и воплощения в эскизах дело дошло только в 1924 году, когда изобретатель Ванкель окончил высшую школу и поступил на работу в издательство, которое выпускало техническую литературу. Усердно работая в собственной мастерской в Гейдельберге, Феликс Ванкель в 1927 году закончил чертежи своей чудо-машины с вращающимися поршнями ( немецкая аббревиатура DKM). Оформив патенты и продолжая доработку двигателя, изобретатель переезжает в Линдау, где открывается его новая лаборатория. Потом вся работа была свернута до 1946 года, когда закончилась война, и наступило мирное время, но многое пришлось начинать сначала, так как лаборатория в Линдау была похищена французами. Устроившись в 1951 году в известную фирму NSU, Ванкель познакомился с Вальтером Фройде, который занимался конструированием гоночных мотоциклов. Вместе они смогли доказать руководству перспективность роторного двигателя и создание опытного образца заметно ускорилось. Итогом совместной работы стал выпуск в феврале 1957 года первого роторного двигателя DKM-54. Сначала мотор работал на метаноле, но после многих часов на стенде первенец перешел на бензин. Успех был заснят на киноплёнку, чтобы было документальное подтверждение, которое не теряет актуальности и сейчас, когда используются видеорегистраторы.

Принцип работы роторного двигателя Ванкеля строился на вращении ротора вокруг неподвижного вала одновременно с камерой сгорания, что в итоге давало отсутствие вибраций, но его партнёр Вальтер предложил зафиксировать камеру сгорания. Ротор должен тогда осуществлять привод вала в движение. Новая концепция была реализована в роторном двигателе KKM. Хотя Ванкелю эта идея Фройде не понравилась, но ему пришлось с ней согласиться, так как обслужить его любимый двигатель DKM было очень трудоёмко, ведь чтобы просто заменить свечи, нужно было разобрать мотор. Первый образец роторного двигателя KKM увидел свет в июле 1958 года. После переноса свечей на корпус двигателя принципиальная схема роторных двигателей, называемых «ванкелями» в честь изобретателя, не меняется до наших дней. В таком двигателе роль поршня исполняет сам ротор, а цилиндром является статор в форме эпитрохоиды. При движении уплотнений ротора по поверхности статора происходит образование камер, где осуществляется сгорание топлива. Сочетание форм статора и ротора позволяет достичь четырех тактов работы двигателя: сначала впуск, потом сжатие, далее рабочий ход и выпуск.

Также Вам будет интересно: