Как выбрать пластичные смазки

plast_smaz

Для уменьшения трения в узлах механизма, в которых невозможно использование жидкого масла, используют пластичные смазки. В основу пластичных смазок входят две составляющих, это масляная основа, которая находится внутри загустителя.

Основной характеристикой таких смазок является мера густоты или проникающая способность. Ее измеряют, погружая мерную воронку в смазку в течение пяти секунд при температуре 25 градусов. Чем число больше, тем смазка мягче. Твердые смазки имеют число 80 – 100, самые мягкие – 450 – 480. Обычно используют пластичные смазки с промежуточными значениями густоты.

Еще одна характеристика, это температура плавления. При этой температуре смазка плавится и начинает стекать по поверхности. Существует еще ряд параметров, по которым характеризуются смазки. Основные из них: вязкость, водостойкость, защита от коррозии, сопротивление сдвигу, механическая стабильность.
Исходя из того, для каких целей используются пластичные смазки, их разделяют на следующие виды. Консервационные, защищающие узел от воздействия внешне среды, уплотнительные, которые наносятся на резьбовые соединения и, собственно основные, уменьшающие трение в узлах — антифрикционные. Поведение смазки, в первую очередь, определяется тем, какой стабилизатор в ней используется.

Наибольшее распространение получили литиевые смазки. Это, так называемые литолы. В основном их применяют для смазки подшипников, валов, различных шарниров. Но благодаря своим свойствам, они способны, на некоторое время, заменить многие другие смазки. Литиевые смазки имеют широкую рабочую температуру, водостойки и устойчивы к вибрациям. Литол пришел на смену солидолу. Так как в роли стабилизатора структуры у солидола выступает вода, то при повышении рабочей температуры свыше 80 градусов масло вытекает из узла трения. В место смазки, там остается комок загустителя и в этом случае поломка неизбежна. Солидол можно использовать в качестве защитной смазки. Например, для смазки клемм, особенно хорошо для этого подходит жировой солидол.

Силиконовая смазка изготавливается из загустителя и силиконового масла. Такая смазка не влияет на резину, поэтому, чаще всего, используется для смазки уплотнителей. После высыхания силиконовой смазки на поверхности остается тонкий слой силикона, который не только смазывает, но и защищает обрабатываемые детали. В этом состоит ее основное достоинство.

Пластичные смазки, которые получают путем сгущения нефтяного масла графитом и кальциевым мылом, называют графитными. Благодаря тому, что графит легко связывается с окислами металлов и образует защитную пленку, такая смазка получила широкое распространение. Она, также обладает высокой температурной стабильностью и применяется в самых разных механизмах. Начиная от автомобиля и до бытового применения. Например для смазки велосипедной цепи или дверных петель. Так как графит проводит электрический ток, то такие смазки нельзя применять для обработки токоведущих частей и узлов.

Следует учесть, что смешивать пластичные смазки с разными загустителями нельзя. К примеру, если смешать литол с солидолом, то получим никуда не годную смесь со свойствами намного хуже низкокачественного солидола. Наиболее оптимальным будет выбор той смазки, которая рекомендована для использования заводом изготовителем.

Также Вам будет интересно: