Поддержание нормального температурного режима двигателя автомобиля, служит залогом его нормальной работы. Эту функцию выполняет система охлаждения ВАЗ, являющаяся классическим примером при рассмотрении работы именно этой части большинства авто. Охлаждение производится с помощью жидкости, принудительно циркулирующей внутри закрытой системы. Пробка расширительного бачка оборудована впускным и выпускным клапанами, обеспечивающими герметичность. Открывание выпускного клапана производится при повышенном давлении жидкости, впускной клапан включается в работу, когда давление понижается.
Поддержка необходимого теплового режима осуществляется с помощью термостата и электрического вентилятора, охлаждающего радиатор. Включение вентилятора производится при срабатывании датчика, расположенного в левом бачке радиатора или через реле, когда подается сигнал электронного блока управления.
Температура охлаждающей жидкости контролируется датчиком, расположенным в головке блока цилиндров и связанным с температурным указателем, находящимся на панели приборов. Для электронного блока дополнительную информацию выдает датчик, установленный в выпускной патрубок.
Центробежный лопастной насос охлаждающей жидкости имеет привод через шкив, с помощью зубчатого ремня ГРМ. Его корпус изготовлен из алюминия. Для вращения валика установлен подшипник с пластической смазкой. На передней части валика расположен зубчатый шкив, а в задней части стоит крыльчатка. Как правило, насос не ремонтируется, а заменяется полностью в сборе.
Потоки охлаждающей жидкости перераспределяются с помощью термостата. В холодном состоянии, патрубок, соединяющий прибор с радиатором, перекрывается перепускным клапаном. В этом случае, циркуляция жидкости осуществляется только по малому кругу, не поступая в радиатор.
При повышении температуры происходит постепенное перемещение перепускного клапана и открывается основной патрубок. В этом случае, циркуляция жидкости начинается по большому кругу, проходя через радиатор. Минимальная величина хода основного клапана должна составлять 8 мм.
Для заливки охлаждающей жидкости в систему используется расширительный бачок. Его материалом служит полупрозрачный полиэтилен, позволяющий осуществлять визуальный контроль над уровнем жидкости. О возможном падении уровня дополнительно сообщается бортовой системой контроля с помощью датчика, установленного в крышке бачка. На расширительном бачке установлены две пароотводные трубки, соединенные с радиаторами охлаждения и отопителя.
В конструкцию радиатора входят два пластмассовых бачка, расположенных вертикально и круглые алюминиевые трубки, расположенные двумя горизонтальными рядами. На них напрессованы специальные охлаждающие пластины, проштампованные с насечками, чтобы увеличить эффективность охлаждения. В местах соединения трубок с бачками установлена резиновая прокладка. Подача жидкости производится с помощью верхнего патрубка, а ее отвод — с помощью нижнего. Неподалеку от впускного патрубка расположена пароотводная трубка.
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения, ее необходимо периодически промывать и чистить. Кроме того, категорически запрещено использовать вместо жидкости обычную воду, вызывающую коррозию деталей.